Бизнес модель Amazon

Автор Мирас Кусаинов

Amazon использует диверсифицированную бизнес-модель. Это уникальная модель, состоящая из множества составляющих или отдельных бизнес-моделей. В 2018 году Amazon получил более 232 миллиардов долларов дохода, из них 10 миллиардов долларов чистой прибыли. Большую часть выручки Amazon (52%) составляют прямые онлайн продажи, остальную часть дохода приносят off-line магазины, комиссия от сторонних продавцов, веб сервисы AWS (Amazon Web Services), сервис подписки Amazon Prime и доходы от рекламы[1].

На рисунке ниже показаны основные источники дохода компании. Их можно условно разделить на шесть направлений: 1) прямые онлайн продажи, 2) комиссия от сторонних продавцов, 3) сервисы AWS, 4) подписка Amazon Prime, 5) off-line магазины, 6) остальные, в которые входит доход от рекламы.

Онлайн продажи

Amazon создают свои онлайн площадки для торговли максимально удобными для своих потребителей. Аналитики изучают поведение потребителей на сайте для того, чтобы сделать сайт удобным в навигации и легким для осуществления покупок.

Вот некоторые примеры новшеств Amazon, созданные для удобства пользователей. В 1999 году Amazon создал и запатентовал функцию покупки в 1 клик. Таким образом покупатели могли совершить покупку на сайте в один клик. Это было прорывное техническое решение, которое в дальнейшем по лицензии начал использовать Apple в iTunes store.

Еще одним удачным шагом Amazon было внедрение рейтинга товаров и отзывов покупателей. Отзывы являются одним из наиболее важных факторов для принятия решения о покупке товара, равно как и рейтинг, оставленный о товаре довольным покупателем.

На сайте Amazon разработана продуманная система фильтрации товаров, отличная визуализация и навигация, которые позволяют пользователям легко ориентироваться на сайте. Кроме того, Amazon используют машинное обучение, которое позволяет повысить шансы покупки товаров, показывая пользователям дополнительную информацию. Например, «Рекомендуем для вас» , «Вместе с этим часто покупают», «Лучшие продажи» и т.д. Все эти уловки направлены на увеличение продаж.

Такая тактика позволяет Amazon в разы повысить свои онлайн продажи, которые согласно ежегодному отчету Amazon за 2018 год составили 123 миллиарда долларов.

Подписка Amazon Prime

Сегодня многие компании, в том числе и Amazon, используют бизнес модель по подписке (subscription business model). Ее суть заключается в регулярной оплате (как правило ежегодной или месячной) определенной суммы денег за доступ к дополнительным услугам. Выгода для Amazon очевидна, чем больше людей присоединяются к Prime Memberships, тем больше товаров они покупают в интернет-магазинах. Подписчики в свою очередь имеют два основных преимущества. Во-первых, бесплатную и быструю доставку товаров, приобретенных у Amazon. Во вторых, члены Amazon Prime имеют доступ к потоковым мультимедиа, таким как Kindle Unlimited, аудиокниги, журналы, музыка, Prime Video и др. На сегодняшний день в Amazon Prime больше 100 миллиона подписчиков, которые принесли 14,1 миллиарда долларов дохода.

Сервисы AWS

Amazon Web Services (AWS) – это самая распространенная в мире облачная платформа с широчайшими возможностями, предоставляющая более 175 полнофункциональных сервисов для центров обработки данных по всей планете.

С 2006 года Amazon Web Services (AWS) предлагает различным компаниям сервисы ИТ-инфраструктуры в виде веб-сервисов – услуги, в наши дни широко известные под названием «облачные вычисления». На сегодняшний день Amazon Web Services предоставляют высоконадежную, масштабируемую, недорогую инфраструктурную платформу в облаке, которая обеспечивает работу сотен тысяч предприятий более чем в 190 странах по всему миру. Центры обработки данных расположены в США, Европе, Бразилии, Сингапуре, Японии и Австралии, что обеспечивает ряд преимуществ представителям любых сфер бизнеса[2]. За 2018 год AWS принесли 25,6 миллиардов долларов дохода в компанию.

Комиссия от сторонних продавцов

Большинство продуктов, которыми мы пользуемся сегодня — это платформы. Google, Facebook, Alibaba, Uber, Airbnb, Paypal и многие другие самые успешные стартапы построены на этой бизнес-модели. Все площадки, которые объединяют производителей и потребителей являются платформами. Amazon не является исключением. На предоставлении своих площадок для сторонних организаций, Amazon зарабатывает большие деньги, а если быть точнее то 42,7 миллиарда долларов в 2018 году.

Amazon предлагает программы, которые позволяют продавцам продавать свою продукцию на сайтах Amazon и выполнять заказы через них. Amazon за это получает фиксированные комиссионные или проценты от продаж.

Off-line магазины

С точки зрения продаж, Amazon не хочет быть только онлайн магазином, так как компания считает, что все покупатели имеют различные предпочтения покупки товаров, кто то любит покупать онлайн, а кто то хочет посетить магазин и физически пощупать товар. Кроме того, компания имеет свою точку зрения касательно покупательского поведения и использует свой подход взаимодействия с клиентами в своих розничных магазинах.

В своей книге «Amazon: как самый неустанный ритейлер в мире продолжает революцию в торговле» Натали Берг описывает причины создания off-line магазинов Amazon. По ее словам одна из причин, заключается в том, что он позволяет ритейлеру демонстрировать свои товары и побуждает клиентов покупать еще больше в своей экосистеме. Например, если клиенты покупают Amazon Echo, они могут захотеть совершить покупки через Alexa. Чтобы сделать это, они должны быть членом Amazon Prime, следовательно они должны оформить подписку, что и является конечной целью. Такой способ помогает увеличить число подписчиков.

Таким образом, наличие магазинов, в которых можно продемонстрировать покупателям дополнительные продукты, помогает увеличить продажи других продуктов и сервисов Amazon.

Реклама

Сайт Amazon является одним из самых посещаемых веб ресурсов. Компания получает доход от рекламы, взимая плату с других компаний за продвижение своих продуктов на сайтах Amazon. В 2018 году выручка Amazon за рекламу составила 10,1 млрд долларов. Это небольшая часть дохода компании, но тем не менее значительная.

Kindle

Amazon также зарабатывает огромные деньги на рынке Kindle. Amazon разработала и продала устройство для чтения электронных книг под названием Kindle. Благодаря этому устройству Amazon занимает 75% рынка электронных книг. Также этот рынок очень выгоден для Amazon. Книги, продаваемые по этой модели, не нужно публиковать или перевозить. Таким образом, Amazon берет на себя долю издателя и логистической фирмы. Amazon получает около 70% дохода от продажи электронных книг на Kindle[3].

Передовые технологии Amazon

С момента своего создания в 1994 году Amazon всегда была в центре ряда технологических достижений. В 2016 году они впервые разработали новую технологию, называемую бесконтактными магазинами «Amazon Go». Уникальное преимущество этих магазинов в том, что они работают без участия людей. Amazon достиг такого высокого уровня автоматизации, что они могут управлять целым универмагом без каких-либо сотрудников!

Amazon Echo, устройство со встроенным виртуальным ассистентом по имени Алекса, позволяющее осуществлять множество функций таких как воспроизведение музыки, подкастов, аудиокниг, зачитывание прогноза погоды, информации о пробках и т. п. В этом году во время Супер кубка 2020 Amazon показывал рекламный ролик об этом гаджете, в котором учавствовала знаменитая актриса и ведущая Эллен Дедженерес.

Очередное ноу-хау от Amazon это использование дронов для доставки товаров Amazon Prime Air. В ближайшем будущем, как утверждают руководители Amazon, клиенты могут получить свои заказы всего за 30 минут.

Именно такие технологические достижения позволят Amazon достичь своих амбициозных целей.

Заключение

Amazon начинал как продавец книг, а сегодня превратился в крупнейшую платформу электронной коммерции, которая предлагает бесконечное количество услуг. Именно различные бизнес-модели, успешно используемые в компании, являются основой успеха компании на рынке электронной коммерции. Философия Amazon заключается в том, чтобы поддерживать свою долгосрочную цель, отдавая приоритет интересам акционеров и клиентов.

Amazon создал успешную платформу, которая удовлетворяет интересы всех участников рынка, как потребителей, так и производителей. Потребители находят товары по более низкой цене и получают их быстро. Продавцы могут найти новые рыночные возможности и способы сбыта своих товаров через сервисы Amazon. Таким образом Amazon создал некую экосистему, взаимодействия потребителей и производителей, в которой выигрывают все.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial